По оценке МВД РФ, в настоящее время примерно 40% ИТ-преступлений в стране совершаются с использованием телефонной связи. В 80% случаев целью является кража денег, которые мошенники зачастую предлагают перевести на «безопасный» счет
Эту цифру озвучило МВД в ходе круглого стола на тему защиты от кибермошенничества по противодействию ИТ-преступлениям. Как оказалось, в мошеннических кол-центрах существуют даже свои надзиратели, которые могут оштрафовать рядового сотрудника за малейшую провинность. Это делается в профессиональных кол-центрах с распределением ролей, если раньше, когда мошенник звонил, можно было посмеяться и задать ему вопрос: “Чей Крым?”, и он там отвечал матом и бросал трубку, то сейчас операторам это делать запрещено. Операторам, в основном молодым людям, также запрещено сознаваться в попытке обмана, пока собеседник на связи. За их работой следят «менеджеры»; если подопечный сделал что-то не по протоколу, ему грозит штраф.
Большинство мошеннических звонков поступает с Украины, где развернуто более 200 кол-центров. Самые отчаянные злоумышленники, пренебрегая риском, базируются на территории России. Возрастной состав жертв обмана, тоже меняется. Если ранее в сети мошенников попадали в основном пенсионеры, то теперь в группу риска входит также молодежь, расслабленная доступностью и удобством всевозможных мобильных сервисов.
При этом согласно результатам исследований, 39% опрошенных считают, что их персональные данные уже были скомпрометированы. Более половины респондентов (51%) слышали об утечках в компаниях, услугами которых они пользуются. Вопрос защиты персональных данных вызывает обеспокоенность у 92% участников опроса. В целом респонденты правильно понимают, что такое персональные данные: 65% согласились с определением, согласно которому это информация, позволяющая установить личность человека. Из них 81% готовы делиться своими данными ради участия в программах лояльности или получения иных выгод. Однако только 18% готовы делать это в любом случае, тогда как 63% зависят в своём решении от уровня доверия к конкретной организации. Готовность делиться информацией также различается в зависимости от её типа. Охотно сообщают:
- адрес электронной почты — 81%,
- номер телефона — 72%,
- дату рождения — 70%.
Гораздо реже пользователи готовы раскрыть:
- никнейм или ссылку на профиль в соцсетях — 28%,
- место жительства и должность — по 27%,
- место работы — 25%,
- паспортные данные — только 7% (среди женщин — 12%, среди мужчин — 3%).
По мнению авторов исследования, такая осторожность связана с риском использования паспортных данных в мошеннических целях. В то же время остальная информация часто уже доступна в открытых источниках, например, в социальных сетях.
70% респондентов сообщили, что получают рекламные сообщения от компаний, которым, по их мнению, они не давали согласие на обработку персональных данных, как того требует российское законодательство. Эксперты предполагают, что многие компании оформляют согласие в неявной или скрытой форме, из-за чего потребители не осознают, что дали на это разрешение. Это создаёт серьёзные финансовые риски для бизнеса, и компаниям рекомендуется занимать проактивную позицию в вопросах защиты данных и уделять повышенное внимание мерам кибербезопасности.
По материалам АМ