Опрос, проведенный аналитическим центром НАФИ имел цель показать количественные и качественные изменения взаимоотношений между компаниями в период пандемии. Несомненно новые условия и ограничения оказали влияние на взаимодействие разных отраслей.
Уровень лояльности поставщиков и клиентов был выражен в так называемом индексе лояльности в пределах от -100 до +100. Индекс выражает готовность связных компаний рекомендовать друг друга.
В опросе принимали участие топ-менеджеры 2,5 тыс. компаний — представляющие малый, средний и крупный бизнес, работающие на российском рынке. Опрос проводился в онлайн-формате и по телефону. Опрошены компании из 85 регионов России
Наиболее низкий уровень лояльности зафиксирован в сфере аренды коммерческой недвижимости (индекс -2). Это говорит о том, что в этой отрасли на уступки клиентам шли реже всего. Переговоры о возможности пересмотра условий аренды вели 85% предпринимателей, но добились уступок только 13%. По мнению экспертов это связано с высокой конкуренцией в данном секторе, наблюдавшейся еще до эпидемии, а так же с присутствием здесь жестко фиксированных финансовых затрат арендодателей, изменить или избежать которых они просто не могут.
Также сравнительно низкий уровень лояльности отмечен в сфере образования (образовательные услуги, тренинги, индекс 2) и телекоммуникаций (интернет, телефонная связь, индекс 5).
Наибольшей кооперации бизнесу удалось достичь с банками для юридических лиц (25), лизинговыми фирмами (24) и поставщиками канцелярии и расходных материалов (21).
В НАФИ отмечают, что сокращение продаж по традиционным каналам способствовало развитию онлайн каналов дистрибуции. Отмечается, что многие компании готовы в этом году потратить в пять раз больше средств на развитие онлайн торговых площадок чем в прошлом.
Пандемия в прошлом году уже проверила деловые отношения на прочность. И там, где эти отношения оказались довольно крепкими и гибкими удалось относительно безболезненно преодолевать экономический кризис. Компаниям оказавшимся в «заложниках» особенностей деятельности пришлось либо переходить в онлайн, либо закрываться.
Таким образом, произошедшие изменения оказали сильное влияние на рынок и его структуру в целом. Компании нашедшие более гибкие условия сотрудничества получили определенные преимущества в своем сегменте.
Ранее проведенные опросы показали что почти 65% крупных компаний на фоне пандемии планируют сократить расходы за счет реструктуризации офисных пространств. Почти половина опрошенных (48%) заявили, что пандемия окажет влияние на их стратегию относительно офисной недвижимости в среднесрочной перспективе, а 27% посчитали, что это влияние будет долгосрочным.
По материалам rbc.ru